Здесь открылась уникальная площадка, где взрослые смогут освоить современные профессии, получить новые востребованные навыки или повысить квалификацию максимум за три месяца, а студенты колледжей — пройти практику.
Мэр Москвы Сергей Собянин и Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин посетили центр «Профессии будущего» на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва» в Печатниках (Волгоградский проспект, дом 42, корпус 8). Визит был приурочен ко Дню среднего профессионального образования, который в России ежегодно отмечают 2 октября.
Новый центр «Профессии будущего» на площадке «Печатники» в ОЭЗ «Технополис Москва» — уникальное место, где взрослые смогут освоить современные профессии, получить новые востребованные навыки или повысить квалификацию максимум за три месяца, а студенты колледжей — пройти практику. Центр создан как ответ на ключевые вызовы рынка труда и задает московский стандарт непрерывного профессионального образования XXI века. В его основе лежит постоянное освоение актуальных навыков, обучение на оборудовании, идентичном реальным производствам, и занятия с мастерами-практиками.
«Сегодня рабочие профессии — критически важная основа экономики и технологического прогресса страны. Развитие среднего профессионального образования и быстрая подготовка кадров — одни из приоритетных задач города», — написал в своем аккаунте в мессенджере MAX Сергей Собянин.
Высокотехнологичная инфраструктура центра практического обучения «Профессии будущего» не имеет аналогов в России — более пяти тысяч единиц техники и оборудования расположены на четырех этажах площадью свыше девяти тысяч квадратных метров. Обучение проводится по 75 востребованным профессиям. По сути, здесь смоделирована экономика современного города — 35 цехов-мастерских охватывают ключевые отрасли и позволяют готовить специалистов, которые могут приступить к своим обязанностям сразу после выпуска. Все образовательные программы практико-ориентированы, разработаны при участии ведущих работодателей Москвы и преподаются высококвалифицированными мастерами производственного обучения с 10-летним опытом работы в реальных секторах экономики.
«Сама система построена таким образом, что человек получает несколько смежных специальностей. Не только технологии машиностроения, но и возможность работать со станками — оператором, станочником, токарем, фрезеровщиком и так далее. У человека должно быть нескольких специальностей, чтобы, придя в цех, он мог работать на любом оборудовании», — отметил Сергей Собянин во время посещения центра.
По словам Вячеслава Володина, эксперимент об особом порядке проведения итоговой аттестации девятиклассников, среди участников которого была и Москва, показал себя эффективно. Он подчеркнул, что наработана практика, которую надо всесторонне изучить и в дальнейшем дать возможность присоединиться к пилотному проекту другим регионам, запрос на это есть. «Многие регионы сейчас высказывают желание принимать участие в пилоте. Надеюсь, что уже Правительство, так как до этого депутаты инициировали изменения, внесет нам законодательные инициативы», — сообщил он.
Так, в цехах представлен московский транспорт (966 квадратных метров), где воссоздали станцию метро «Печатники» с настоящим вагоном электропоезда «Москва-2024». В нем представили все виды наземного и подземного городского транспорта, в том числе учебные тренажеры электропоезда, электробуса и трамвая, динамический макет эскалатора, тяговую подстанцию, диспетчерский круг и системы связи. Здесь готовят специалистов всех служб транспортной отрасли — от машинистов и диспетчеров до сотрудников станции и водителей электробусов. Комплексная подготовка позволяет не только обучать конкретным профессиям, но и отрабатывать слаженные действия служб, в том числе при аварийных и сложных ситуациях.
Во фрезерном цехе (264 квадратных метра) собрали промышленные фрезерные и заточные станки, линию смешивания и дозирования, а также гидравлический пресс и гильотину. Оборудование позволяет ученикам погружаться в ритм реальных задач и отрабатывать навыки — от создания чертежа до полировки детали.
В токарном цехе (165 квадратных метров) можно работать с металлом, оттачивая операции, — от чертежа до готовой детали, будь то базовые элементы или сложные узлы.
Эксплуатация лифтов (143 квадратных метра) представляет собой трехуровневую шахту с действующими пассажирским и грузовым лифтами АО «Мослифт» и Карачаровского завода, а также двумя инвалидными подъемниками разного типа для маломобильных граждан.
Цех радиомонтажа (281 квадратный метр) позволяет изучать полный цикл производства электроники — от печати плат на автоматическом принтере до монтажа SMD-компонентов и оплавления припоя. Расположение оборудования внутри цеха соответствует реальным производственным процессам электронной промышленности. Автоматизированные печи, загрузчики плат и регулируемые столы дают возможность учащимся пройти все ключевые этапы работы — от сборки до тестирования устройств.
В конвейерном производстве (262 квадратных метра) воссоздали современную типовую производственную линию. Готовая продукция потом используется в других учебных цехах, а слушатели смогут работать на любых других конвейерных линиях. Организация рабочих зон соответствует стандартам пищевого производства — от формовки изделий до их автоматизированной упаковки.
Электромонтажный цех (425 квадратных метров) позволяет отрабатывать полный цикл электромонтажных работ — от проектирования разводки до программирования реле, диагностики цепей управления и калибровки защитных систем.
В цехе «Ресторан “Звезды”» (318 квадратных метров), внутри которого профессионально оборудованная кухня с индукционными плитами и пароконвектоматами, стильная барная стойка и гостевой зал, учат не отдельных специалистов, а готовую команду по лучшим отраслевым стандартам. Официант встретит гостей и примет заказ. Повар приготовит блюдо, а бариста угостит ароматным кофе.
В пекарне «Хлеб» (155 квадратных метров) расположены два цеха — хлебопечения и тестораскаточный. Их оснастили промышленным оборудованием для полного цикла производства — от замеса и раскатки теста до выпечки в конвекционных печах и шоковой заморозки.
Гранд-отель «Москвич» (161 квадратный метр) — пространство пятизвездочного отеля с зоной ресепшена и тремя номерами разного типа. Здесь можно изучить стандарты уборки, обслуживания и оформления пространства на уровне лучших мировых гостиничных сетей, погрузившись в реалии профессий индустрии гостеприимства — от работы с гостями до подготовки номеров.
Цех «Обслуживание зданий» (184 квадратных метра), там ведется подготовка по трем специальностям — монтажники, слесари систем вентиляции и специалисты по обслуживанию зданий. Организация рабочих мест соответствует промышленным стандартам — от монтажа до настройки и тестирования вентиляционных систем.
В цехе «Сантехника» (361 квадратный метр) есть рабочие зоны для сборки, пайки и тестирования коммуникаций, профессиональные инструменты и стенды с трубами различных диаметров. Оборудование позволяет изучить полный цикл работ — от проектирования разводки до монтажа трубопроводов и установки приборов, а также научиться диагностировать протечки, устранять засоры, регулировать давление в насосах и настраивать котлы.
В швейном цехе (184 квадратных метра) осваивают работу с техникой и текстилем — от простейших операций до сборки готовых изделий. Кроме того, здесь учатся подбирать фурнитуру, проверять крой, устранять дефекты, чувствовать материал и уверенно с ним работать.
В дизайнерском цехе (70,5 квадратного метра) готовят графических и веб-дизайнеров. Он оснащен оборудованием по стандартам современных дизайн-студий для обучения полному циклу работ — от разработки макетов на компьютерах до воплощения идей в реальность.
Новый центр объединяет интересы всех участников рынка труда. Для взрослых соискателей обучение на площадке «Технополиса Москва» в Печатниках — это трудоустройство через сеть партнеров и рост дохода на 30 процентов. Студентов колледжей ожидает преимущество на старте карьеры за счет работы на оборудовании работодателей. Работодателей привлекает быстрая подготовка уже имеющихся кадров и возможность получить готовых специалистов, которые обладают практическими компетенциями, полностью соответствующими запросам рынка.
«После прохождения обучения специалисты готовы к работе с первого дня. Карьерные наставники столичной службы занятости окажут поддержку и сопровождение в дальнейшем трудоустройстве. Среди партнеров центра — больше 3000 работодателей. В базе данных — свыше 500 тысяч актуальных вакансий», — написал в своем аккаунте в мессенджере MAX Сергей Собянин.
В число партнеров центра входит ОЭЗ «Технополис Москва», ее резиденты, в том числе производитель литийионных батарей для электротранспорта (ООО «Рэнера», группа компаний Росатома), лидер по выпуску интегральных схем (АО «Микрон»), разработчик и производитель полупроводниковых изделий (АО «Ангстрем»), а также крупные работодатели-предприятия различных отраслей, среди которых транспорт и логистика (ГУП «Московский Метрополитен»), промышленность и машиностроение (ПАО «Карачаровский механический завод», АО «Московский машиностроительный завод “Авангард”», АО «МЭЛ», группа компаний «Росатом», АО «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина», ООО «Москвич»), жилищно-коммунальное хозяйство, городская инфраструктура и строительство (АО «Мослифт», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, ПАО «МОЭК», ПАО «Мосэнерго», ООО «Специализированный застройщик “ПСФ “КРОСТ”»), ресторанный бизнес и общественное питание (АО «Объединенные кондитеры», ПАО «Группа “Черкизово”», ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», сети «Кофемания» и «Шоколадница»), гостиничный бизнес (отель «Арарат Парк Хаятт Москва», ООО «Солюкс», сервисная компания «Мультимастер»).
«У нас стоит такое же оборудование, как на большинстве наших предприятий-партнеров, и поэтому будущие абитуриенты, когда они придут в цех, они не будут слишком сильно переживать из-за того, как адаптироваться к производству. Они сразу видят, что это очень похожие станки, они смогут встать и работать за ними», — сказал Валерий Фадеев, мастер производственного обучения центра занятости АНО «Профессии будущего».
В сентябре 2025 года в новом центре «Профессии будущего» началось обучение первых групп взрослых и студентов колледжей. Ожидается, что ежегодно здесь будут выпускать 15 тысяч квалифицированных специалистов.
Сейчас в столице действует 177 колледжей, включая 71 частный, 44 федеральных и 62 подведомственных Правительству Москвы. В них обучаются более 300 тысяч студентов, в том числе свыше 140 тысяч человек — в городских колледжах.
Количество студентов в городских колледжах по отраслям составляет: ИТ — 22,9 тысячи, промышленность — 19 тысяч, креативные индустрии — 17,7 тысячи, транспорт — 14,9 тысячи, здравоохранение — 14,7 тысячи, строительство — 14 тысяч, гостеприимство — 13,2 тысячи, образование и социальная сфера — 10,7 тысячи, безопасность и право — 7,8 тысячи, финансы и торговля — 5,2 тысячи, культура и искусство — 1,4 тысячи, спорт — 0,6 тысячи человек. Доля успешно трудоустроенных выпускников городских колледжей составляет 95 процентов.
В этом году в городские колледжи поступили свыше 50 тысяч абитуриентов. В том числе рекордное число выпускников девятых классов московских школ — 37 тысяч человек, что на 40 процентов больше, чем в прошлом году.
«Мы сделали так, чтобы все ребята, пожелавшие выбрать московский колледж, поступили бесплатно. Это очень важная история, но еще более важная история — чему мы их учим, какая там структура обучения, какие целевые установки по образованию. Это, конечно, полное обновление образовательных программ, чтобы они были составлены на основе требований работодателя и ориентированы на них, — подчеркнул Сергей Собянин. — За эти годы обновили полторы тысячи мастерских и лабораторий современным оборудованием. Отремонтировали, сделали привлекательными, и до 2027 года все 100 процентов — две тысячи лабораторий — будут обновлены».
По словам Мэра Москвы, программа активно развивается и уже в следующем году 1,7 тысячи лабораторий будут готовы. Кроме того, в столице запущена программа строительства семи крупнейших флагманских образовательных комплексов общей площадью 400 тысяч квадратных метров.
«У нас сейчас есть стандарты обучения, которые демонстрирует Москва. Необходимо, чтобы каждый регион с учетом своей специфики предлагал подходы и руководствовался теми стандартами, которые сейчас наработаны. Надо сравнивать не ресурсы — они, безусловно, влияют, — а решения», — отметил Вячеслав Володин.
Председатель Госдумы России подчеркнул, что без повышения квалификации профессиональных рабочих кадров, без их качественной подготовки «нам не увеличить производительность труда, рост которой напрямую влияет на развитие экономики».
В рамках модернизации системы среднего профессионального образования проводится масштабная трансформация инфраструктуры и содержания обучения, которая подразумевает:
1. Постоянное взаимодействие с работодателями, работу под их запрос. Для этого формируется широкий пул партнеров, среди которых Государственная корпорация «Ростех», группа компаний «Росатом», ГУП «Московский метрополитен», АО «Шереметьево Безопасность», АО «Микрон», АО «Московский машиностроительный завод “Авангард”», ПАО «Карачаровский механический завод», ПАО «МОЭК», АО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”», ООО «Главстрой», ПАО «Московская городская телефонная сеть», ПАО «Ростелеком», ГУП «Мосгортранс», ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром», ассоциация «Российские автомобильные дилеры», ООО «Инженерстрой», ООО «Спецград», АО «Московский автомобильный завод “Москвич”», АО «Научно-производственное предприятие “Торий”», холдинг «Объединенные кондитеры», АО «Ангстрем», сети «Кофемания», Novikov Group, «Рестораны Раппопорта», «Мясо&Рыба», Maison Dellos, ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», ресторанные группы WhiteRabbit Family, Alba Group, VasilchukiRestaraunt Group, сети гостиниц Soluxe, Lotte, Four Seasons, The Ritz Carlton, группа компаний Hurma Group, гостиницы «Арарат Парк Хаятт», «Арарат Петровский Парк», MariottImperial Plaza, бутик-отель «Савой», сеть отелей Azimut Hotels (в том числе «Метрополь»), гостиничный оператор Cosmos Hotel Group, международная гостиничная компания Radisson Hotel Group, группа Accor, промышленно-финансовая группа «Сафмар» (в том числе отель «Националь») и другие компании. Всего список включает более 3,8 тысячи работодателей. Они также участвуют в разработке содержания и критериев оценки выпускного демонстрационного экзамена и входят в состав экзаменационной комиссии.
2. Обновление образовательных программ. Формируется их новое содержание на основании профиля компетенций, составленного совместно с профессиональным сообществом и лидерами отраслей.
В городских колледжах ведется обучение по 150 специальностям. К 1 сентября 2025 года обновили свыше 85 процентов программ. К 2027-му 100 процентов образовательных программ приведут к новому стандарту. Помимо этого, создана система постоянной трансформации программ под новые технологии, передовые отраслевые знания и изменяющиеся потребности рынка труда. Основная задача — подготовить студента, готового приступить к полноценной работе сразу после выпуска из колледжа.
При этом за счет повышения интенсивности обучения уменьшаются его сроки. С сентября 2025 года 95 процентов учебных программ в системе среднего профессионального образования Москвы рассчитаны на один год и 10 месяцев для окончивших 11 классов и два года 10 месяцев — для вчерашних девятиклассников.
3. Мультидисциплинарность и повышение разрядности. Студенты получают возможность за время обучения освоить не одну, а две и даже четыре профессии. Это повышает конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда.
Например, по специальности «технология машиностроения» выпускник получает основную квалификацию «техник-технолог», а также возможность работать еще по трем профессиям — станочника широкого профиля, наладчика станков и манипуляторов с программным управлением, а также контролера станочных и слесарных работ.
Город задает обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Минимальным стандартом уровня квалификации становится третий разряд, а по некоторым специальностям — четвертый. Ранее выпускники колледжей получали не выше второго. Их не допускали к сложным видам производства, ребят приходилось доучивать. Как следствие, это формировало невысокий уровень оплаты труда молодых специалистов.
4. Цифровизацию обучения с использованием сервисов «МЭШ Колледж». С сентября 2024 года педагогам и студентам 47 городских колледжей стали доступны электронные сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). Единая цифровая образовательная платформа позволяет интегрировать в традиционный процесс обучения лучшие практики современных цифровых и дистанционных технологий.
Проводится доработка «МЭШ» под особенности и задачи профессионального образования, вводятся специализированные формы контроля и аттестации, создаются портфолио студента, электронная зачетная книжка, личные кабинеты студента и преподавателя.
Библиотека «МЭШ» будет наполнена набором материалов для обеспечения современных форматов и технологий проведения обучения: электронными сценариями уроков, включающими тесты, интерактивными приложениями, виртуальными лабораториями, электронными учебными пособиями и цифровыми учебниками.